Белорусский государственный архив-музей литературы и искусства (БГАМЛИ) был создан в 1960 г. как Центральный государственный архив литературы и искусства БССР. 24.03.1976 г. он реорганизован в Центральный государственный архив-музей литературы и искусства БССР. С 21.05.1993 г. имеет современное название. На 01.01.2023 г. в БГАМЛИ хранится 525 фондов, основную часть которых составляют личные архивы писателей А. Адамовича, М. Богдановича, Я. Брыля, М. Горецкого, В. Быкова, К. Каганца, А. Кулешова, Янки Купалы, Якуба Коласа, М. Лынькова, И. Мележа, Я. Пущи, М. Танка, И. Шамякина; композиторов А. Богатырёва, гГ Вагнера, Е. Глебова, В. Золотарёва, Ю. Семеняко, Е. Тикоцкого, М. Чуркина; актеров и режиссеров Г. Обухович, А. Кистова, А. Климовой, Г. Макаровой, П. Молчанова, Б. Платонова, К. Санникова, С. Станюты, В. Владомирского, Р. Янковского; певцов Л. Александровской, И. Болотина, С. Друкер, М. Забейды-Сумицкого, Р. Млодак; художников и скульпторов И. Ахремчика, В. Волкова, А. Глебова, А. Грубе, А. Кашкуревича, А. Марикса, С. Селиханова, А. Тычины и многих других.
9 июня 2020 года исполнилось 60 лет со времени создания Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства. Сегодня это архивное учреждение известно как в Беларуси, так и в мире, и прежде всего тем, что хранит уникальные личные фонды белорусских писателей, художников, актеров, композиторов, фонды белорусских театров, киностудии «Беларусьфильм», редакций литературно-художественных журналов и газет и др.
Известно, что в 1960-е годы во многих республиках СССР начали создаваться архивы литературы и искусства: в 1960 г. в Беларуси, 1966 г. в Украине и Азербайджане, 1968 г. в Литве, 1969 г. в Ленинграде, 1970 г. в Грузии, 1986 г. в Армении. В этом ряду, как видим, зачинателем была Беларусь. Но первым таким архивом на территории Советского Союза стал Центральный государственный архив литературы и искусства СССР, созданный в Москве в 1941 г. ЦГАЛИ СССР почти сразу включил в объекты своего комплектования и личные архивы деятелей литературы и искусства национальных республик. Так возникли в указанном архиве фонды народных писателей Беларуси Янки Купалы и Якуба Коласа, которые впоследствии были переданы в ЦГАЛИ БССР. За те двадцать лет, от времени возникновения ЦГАЛИ СССР и до создания в 1960 г. в Беларуси архива литературы и искусства, московскими архивистами был накоплен большой опыт работы с личными архивами, архивами творческих организаций, редакций журналов и газет, создана методическая база. Надо признать, что тот опыт с возникновением архивов литературы и искусства в республиках был оценен и с большим успехом внедрялся в их практику, в том числе и в Беларуси. И все же, что легло в основу создания Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства, как делались первые шаги, как рождалась идея? Традиционно всякая статья по истории архива-музея начинается с июня 1960 г. и эту дату никто не собирается оспаривать. Фонд архивного управления МВД БССР № 249, хранящийся в Национальном архиве Республики Беларусь, как раз и позволяет исследовать период рождения идеи и подготовки ее реализации. Было, разумеется, и указание сверху, но к чести деятелей архивного дела Беларуси тех далеких лет реагирование на указание, когда оно появилось, было уже подготовлено, а идея вызревала на нашей ниве. Несколько документов, расположенных ниже в их хронологической последовательности, дают об этом очень четкое представление.
1 октября 1957 г. газета «Советская Беларусь» опубликовала статью научного сотрудника Института литературы имени Янки Купалы АН БССР Н. Фроловой «О литературных архивах», в котором оценивалась роль специализированного архива и предлагалась идея передачи литературных архивов на данном этапе в государственные архивы, а через короткое время газета «Литература и искусство» — статья сотрудника того же института Д. Бородича «Давно назревший вопрос», где уже рекомендовалось «Союзу писателей БССР и государственному архивному управлению БССР [так в тексте. Нужно - Архивное управление МВД БССР.] всерьез заняться делом создания литературного архива». Реагирования на эти публикации со стороны архивного управления в документах фонда не выявлены. Только в мае 1958 г. в справке начальника ЦГАКР БССР В. Ильичёвой на имя А. Азарова будет упомянута публикация Н. Фроловой и высказана мысль о будущем литературных архивов. Но составление такой справки могло быть вызвано следующими событиями, которые, бесспорно, повлияли на принятие будущих решений.
В начале 1958 г. Европейская организация архивистов «Круглый стол архивов», существовавшая вне структуры Международного совета архивов, приступила к подготовке ежегодной конференции. Для IV Конференции «Круглого стола архивов» была выбрана тема «Новые отрасли использования документальных материалов», среди разделов которой была тема «Архивы и история литературы». (Материалы IV Конференции «Круглого стола архивов» были напечатаны в бюллетене «Вопросы архивоведения» за 1959 г., № 1, с. 105-106.) для подготовки сводного доклада секретариатам конференции всем дирекциям Национальных архивов была разослана анкета. Такую анкету получило и архивное управление МВД БССР, разумеется, через Главное архивное управление МВД СССР. Сохранились два документа, удостоверяющих, что тема «Архивы и история литературы» в белорусских архивах изучалась и анкета в Москву отсылалась: «Перечень материалов литературного характера, имеющихся в ЦГАОР БССР» и «Список исследователей, работающих в Госархиве Минской обл. по литературным темам» (НАРБ. Ф. 249. Оп. 5. Спр. 682. Арк. 9—22). Почти одновременно, 6 марта 1958 г., Главное архивное управление МВД СССР разослало циркулярное письмо «Начальникам центральных государственных архивов СССР, начальникам архивных управлений и отделов МВД=УВД республик, краёв и областей», в котором после краткой исторической преамбулы давались указания: «В целях коренного улучшения работы по выявлению и сбору документальных материалов личных фондов государственных и общественных деятелей СССР, выдающихся представителей социалистического труда, деятелей науки, техники, литература и искусство ГАУ МВД СССР предлагает изучить этот вопрос и обсудить его на Научном совете в 1958 году. Копию стенограммы или протокола заседания Научного совета вышлите в ГАУ МВД СССР» (НАРБ. Ф. 249. Оп. 5. Спр. 680.Арк. 31—32). Сразу заметим, что в Беларуси проблемы литературного архива и архивов личного происхождения очень сильно связывались и шли рядом. И хотя, как видим, речь в циркуляре велась о личных архивах и необходимости их комплектования в пределах существующих архивов, белорусские архивисты сразу заговорили о создании специализированного архива. Конференция «Круглого стола архивов» прошла 20-22 мая 1958 г. в Висбадене и Франкфурте-на-Майне (ФРГ). Советские архивные учреждения были представлены делегацией в составе трех человек: заместителя начальника ГАУ МВД СССР Л.И. Яковлева и руководителей архивных служб Беларуси А.И. Азарова и Украины С.Д. Пилькевича. Доклад «Архивы и история литературы» сделал Л.И. Яковлев, белорусский руководитель выступил по теме «Помощь архивов народному хозяйству». (Содержание выступлений А.И. Азарова и других представителей советской делегации приведены в предисловии А.В. Шабловского к материалам IV Конференции «Круглого стола архивов» в бюллетене «Вопросы архивоведения» за 1959 г., № 1, с. 105-106.) но яркие доклады об исследованиях по истории литературы, проводимых в европейских архивах, о судьбе литературных произведений и документов писателей, судьбе документов различных творческих учреждений не оставили А.И. Азарова равнодушным. Вероятно, что та поездка и услышанные выступления были сильным стимулом, чтобы начать работу по созданию в Беларуси литературного архива.
3-4 июля 1958 г. в Минске прошло республиканское совещание работников архивных учреждений БССР, посвященное 40-й годовщине декрета СНК РСФСР от 1 июня 1918 г. «О реорганизации и централизации архивного дела», на котором присутствовали архивисты многих союзных республик. Одним из первых на этом совещании прозвучал доклад Н. Фроловой. Текст доклада полностью повторял ее статью из «Советской Беларуси», и тем не менее имел большой резонанс. В «Обращение ко всем архивистам республики», которое подписали участники совещания, был включен и пункт о создании литературного архива. По материалам этого совещания для Совета Министров БССР была составлена справка, где даже предлагалось утвердить «штаты» будущего литературного архива.
Окончательную роль в решении проблемы создания литературного архива в БССР сыграло Положение о Государственном архивном фонде СССР, утвержденное 13 августа 1958 г., в котором, кроме традиционно делопроизводственных документов учреждений и предприятий, закреплялись и документальные материалы государственных, политических, общественных деятелей, деятелей науки, техники, литературы и искусства и др. В связи с этим начальнику отдела комплектования архивного управления МВД БССР Т.А. Трухиной было поручено провести анализ состояния сохранения архивов личного происхождения в Беларуси. Будучи глубоким специалистом, Таисия Анатольевна Трухина провела большую аналитическую работу, в которой затронула все аспекты проблемы. Уже из самого названия документа следует ее отношение к возникшей ситуации - «Концентрация в государственные архивы фондов личного происхождения и проблема организации и комплектования Центрального Государственного литературного архива БССР». Из краткой автографической приписки, которая была сделана чуть позже, известно, что доклад этот был прочитан сотрудником АУ МВД БССР в «сентябре-октябре 1959 г.» На ст. 16 (арх. 38) данной работы Т.А. Трухина обосновывает и необходимость рассмотрения проблемы комплектования личными архивами и документами по истории литературы и искусства тем, что «вопрос о создании в Беларуси Государственного литературного архива находится накануне своего положительного решения». Действительно, уже в середине 1959 г. (значит, текст готовился и вопрос обсуждался в конце 1958 г.) С.И. Сикорский в статье «О состоянии работы и задачах архивных учреждений БССР», напечатанной в научно-информационном бюллетене «Вопросы архивоведения», подчеркнул: «Одной из актуальных задач архивных учреждений БССР является организация приема на государственное хранение материалов личного происхождения, т. е. документов государственных и общественных деятелей, представителей науки и культуры, передовиков социалистического производства. До настоящего времени в республике отсутствует какой-либо единый порядок хранения этих материалов. Рукописи и материалы писателей и литературоведов частично принимались Институтом литературы АН БССР, но сейчас в связи с нехваткой помещений такой приём прекращен. В большинстве документы личного происхождения находятся в неупорядоченном состоянии в издательствах и редакциях журналов и газет, а также в частной собственности. Понятно, что при таких условиях не может быть речи о широком использовании этих ценнейших источников по истории отечественной науки, техники, культуры.
В этой связи, на наш взгляд, назрела необходимость создания в Беларуси республиканского государственного архива литературы и искусства, который бы занимался сбором, хранением, научной обработкой и использованием материалов белорусских писателей, композиторов, артистов, художников. В свою очередь, государственные архивы должны заняться сбором личных документов государственных и общественных деятелей, ученых, передовиков социалистического труда» (Вопросы архивоведения. 1959. № 2. с. 21-22). Вопрос от замысла к Постановлению Совета Министров БССР от 9 июня 1960 г., как видим, решался очень быстро и с высокой активностью. Было в этом не только стремление быть дисциплинированными по отношению к новому Положению о Государственном архивном фонде, но и глубоко патриотическое желание учредить учреждение, которое бы концентрировало документальные источники по истории национальной литературы, искусству, культуре. Об этом очень ярко говорит последний из предложенных документов - выступление Т.А. Трухиной на семинаре архивных работников в Архивном управлении при Совете Министров БССР в октябре 1960 г.
Интересно, что именно в организационный период началось и комплектование будущего литературного архива. Фонд № 1 поэта Михася Машары поступил в апреле 1960 г. и первые сдаточные описи на него были сделаны сотрудниками архивного управления при Совете Министров БССР И. Шишонком и Г.И. Балашовой. Первое штатное расписание архива включало всего трех сотрудников. Приказом начальника ОУ при Совете Министров БССР от 01.08.1960 г. был принят на работу первый научный сотрудник ЦГАЛИ БССР — Комарова Клара Яковлевна, 10.08.1960 г. — архивариус Турко Анна Дмитриевна, 27.09.1960 г. был назначен директор Центрального государственного архива литературы и искусства БССР — Жорова Клара Степановна.
С 27 марта 1976 г. учреждение стало называться Центральный государственный архив-музей литературы и искусства, а с 21 марта 1993 г. в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 336 за ним закрепилось название Белорусский государственный архив-музей литературы и искусства. Сегодняшнее название архив-музей получил по решению Минского горисполкома от 29 мая 2003 г. № 828. Архивом-музеем руководили К.С. Жорова, Г.И. Сурмач, Г.В. Запартыко.
На сегодняшний день БГАМЛИ является одним из ведущих республиканских государственных учреждений Беларуси. Он является важнейшим источником по истории культуры Беларуси. В архиве широко представлены документы, связанные с историей становления и развития белорусской литературы, изобразительного и сценического искусства, музыкальной жизни, отечественного кинематографа.
История зданий
Ул. Кирилла и Мефодия, 4 (костел бернардинцев)
Белорусский государственный архив-музей литературы и искусства находится в здании костела бернардинцев (ул. Кирилла и Мефодия, 4) - одним из немногих памятников архитектуры барокко XVII в. в Минске.
Строительство мужского бернардинского монастыря и костела началось в первой четверти XVII в. Спонсором считается красносельский староста Ян Кенсовский, по инициативе которого в 1628 г. возникли деревянные здания костела и монастыря. В некоторых источниках упоминается и другая дата - 1624 год.
Известный белорусский искусствовед Николай Щекотихин, основываясь на том, что в 70-е гг. XVII в. при костеле была «вымурована» часовня, считал временем строительства каменного монастыря вторую половину XVII в. Стольник Петра Первого П.А. Толстой, побывав в монастыре, отмечал, что его каменный костел «...небогатого строения». В 1752 г. на средства зажиточных горожан закончилась реконструкция костела после крупного пожара. В конце XVIII века комплекс мужского бернардинского монастыря состоял из костела Святого Иосифа и прилегающего к нему жилого корпуса. К северо-востоку от них находился большой участок, ограниченный прилегающими улицами с двумя конюшнями, винокурней, амбаром и другими хозяйственными постройками. От площади монастырь отделяла высокая каменная стена.
Костел Святого Иосифа своими размерами, величием и богатством должен был олицетворять мощь и могущество католической церкви. В его интерьере находилось девять алтарей и много произведений живописи, среди которых выделялась работа с изображением Анны и Марии с младенцем.
С северо-запада к храму прилегает двухэтажный монастырский корпус сложного плана с небольшим квадратным внутренним двориком. Интерьеры монастыря имеют коридорную планировку и сводчатые перекрытия.
В 1810-1817 гг. на месте каменного ограждения со стороны площади по проекту архитектора М. Чеховского были построены торговые ряды (они получили название «Бернардинские магазины», позже «Вильнюсцы»), охватившие здание костела полукругом и удачно дополнившие архитектурный облик монастыря бернардинцев. В годы Второй мировой войны они были повреждены, позже снесены. Сохраненная их часть (со стороны ул. Герцена) отреставрирована в 1982 г., а в 2000-х восстановлена и разрушенная часть, сейчас в здании размещается ресторан.
В 1864 г. костел и монастырь были закрыты и изъяты российскими властями за участие горожан Минска в национально-освободительном восстании. Костел приспособили под православную полковую церковь св. Кирилла и Мефодия, а монастырские корпуса были преобразованы в казармы Коломенского пехотного полка. В бывших монастырских помещениях содержались и многие участники восстания. Позже здания монастыря передали управлению Минского уездного воинского начальника, а бывший костел в 1872 г. приспособили под архив. С 1969 года здесь размещался Центральный государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства БССР. В 1984 г. были завершены работы по реставрации бывшего костела бернардинцев (архитектор Г. Босак).
Облик костела в значительной степени претерпел изменения после многочисленных пожаров и неоднократных реконструкций. В результате исчез характерный для стиля барокко архитектурный элемент на главном фасаде здания - его изогнутый фронтон. В интерьере потерян цилиндрический свод над центральным нефом - наивысшей частью костела. В боковых нефах уцелели крестовые своды. Фрагментарно сохранилась декоративная отделка. Крыша центрального нефа двускатная, над боковыми - односкатная. Главный фасад декорирован развитыми пилястрами с волютами своеобразной формы.
На данный момент помещения здания занимают Белорусский государственный архив-музей литературы и искусства и Белорусский государственный архив научно-технической документации.
Ул. Раковская, 4 (Петропавловская церковь)
В 1969-1991 гг. архив-музей размещался в здании церкви Святых Апостолов Петра и Павла (современная ул. Раковская, 4) - одном из древнейших памятников архитектуры в Минске, построенном в 1611 - 1613 гг.
Архитектура храма не поддается однозначной классификации, однако целый ряд особенностей не только позволяет судить о его национальном белорусском характере, но и сближает Петропавловскую церковь с другими чуть более поздними культовыми сооружениями Минска, созданными в стиле барокко.
Скорее всего, Петропавловская церковь принадлежит к числу сооружений, развивающих традиции каменной белорусской архитектуры - это монументальные, простые по композиции, лаконичные по декору, однонефные, гораздо реже - трехнефные здания.
В Беларуси в разные периоды существовали «оборонительные храмы», либо «храмы-крепости». Некоторые исследователи допускают, что Петропавловская церковь является одной из позднейших модификаций храмов этого типа. В основу объемно-пространственной и планировочной композиции церкви положен принцип симметрии: его внутреннее пространство с помощью шести массивных столбов разделено на три части, среднее из которых выше и шире боковых и заканчивается на востоке граненой апсидой. Главный западный фасад представлен двумя квадратными башнями. Правая башня трехъярусная, левая - двухъярусная. Обе отделаны арочными проемами и нишами.
Создание каменного храма и монастыря на этом месте было инициировано в начале XVII в. Минской православной толокой, которая собрала соответствующее количество денег. Под постройку храма и монастыря княжной Авдотьей Григорьевной Друцкой-Горской в 1611 г. был выделен лоскут земли недалеко от Свислочи. В следующем, 1612 году минчане начали на этом месте строительство монастыря и соборной церкви.
Постройка храма велась на пожертвования и с помощью Минских православных жителей. В 1613 г. монастырский храм был в основном достроен и освящен в честь апостолов Петра и Павла. Тогда же здесь поселились монахи, приехавшие из Вильнюса, и начались ежедневные богослужения. Через четыре года при монастыре уже действовала православная школа. Католические священники пытались закрыть церковь и монастырь, а здание передать униатским священникам. Однако, несмотря на это, монастырь приобретал все больше влияние: в 1613 г. сам польский король Владислав IV подарил ему привилегии. Религиозные войны, бушевавшие в Средние века в Европе, иногда приводили верующих к жестоким столкновениям. Еще в 1617 г., после открытия в Минске Петропавловской церковной школы, униатские священники совершили избиение учеников. Через два года толпа фанатичных униатов решила разгромить монастырь. Монахи и местные жители, пришедшие им на помощь, три дня отбивались от разъяренной толпы. В 1734 г. община польских шляхтичей устроила в церкви погром. После этого монастырь пришел в упадок. В конце 1780-х-начале 1790-х гг. в нем жили только пятеро монахов, да и православных оставалось в Минске немного. Горожане придерживались преимущественно католической и униатской веры.
В 1793 г. Минск был присоединен к России. Российские власти упразднили Петропавловский мужской монастырь, а церковь реконструировали. Перестройкой церкви руководил первый губернский архитектор Федор Крамер.
В 1795 г. церкви придали статус кафедрального собора Минской епархии и переименовали в Екатерининский собор в честь мученицы Екатерины, небесной покровительницы императрицы. Царица сделала новой церкви подарки: свой личный гардероб и три небольших серебряных подсвечника. В 1797 г. на богослужении в церкви присутствовал новый российский император Павел Первый и остался доволен обустройством здания и церковной службой.
Однако Минские церковные власти пришли к выводу, что собор находится на крайне неудачном и неприглядном месте. Собор был перенесен, лишен статуса кафедрального и превратился в обычную церковь.
После изгнания армии Наполеона здание церкви отремонтировали на средства, выделенные правительством. С этого времени на протяжении более чем столетнего периода Екатерининская церковь на Немиге выполняла роль идеолога российского самодержавия. В 1871 г. храм почти полностью перестраивают. Над церковью возводится купол, переделывается иконостас. На стенах церкви наносится новая роспись. Правую пристройку церкви переосвящают во имя Николая Чудотворца. Экстерьер отделывают множеством мелких деталей в стиле провинциального классицизма, абсолютно чуждого облику храма. Из-за желтой окраски стен церковь долгое время называлась «желтой церковью». В 1911 г. власти вновь обратились в императорскую археологическую комиссию с вопросом о ремонте.
В 1926 г. церковь провозглашена памятником архитектуры и взята под охрану государства. Однако в 1933 г. советские власти церковь закрыли, а ее имущество конфисковали, приспособив храм под склад. Здание разделили на три этажа, а росписи закрасили. Во время Второй мировой войны церковь действовала и даже была заново расписана. После освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков здание церкви было передано под жильё.
С конца 1960-х гг. здание занимали Белорусский государственный архив-музей литературы и искуссва БССР и Белорусский государственный архив научно-технической документации БССР. В 1972-1979 гг. храм реставрировался по проекту Минских научно-реставрационных и производственных мастерских Министерства культуры БССР (архитектор А. И. Курто), церкви был придан первоначальный вид.
В 1991 г. храм был возвращен Православной Церкви, в июне его освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, а 7 декабря 1991 года в нем возобновили богослужения. Архивы же переместились в здание по ул. Кирилла и Мефодия, 4, в котором находятся и по сей день.
Ул. Козлова, 26
В 1965-1969 гг. архив-музей размещался в здании Центрального государственного исторического архива БССР (ныне Национальный исторический архив Беларуси), который в 1963 г. был переведён из г. Могилёва в г. Минск в здание по ул. Козлова, 26. Сейчас в нем находится Государственный архив Минской области и Центральная лаборатория микрофильмирования и реставрации документов Национального архивного фонда Республики Беларусь.