История и фонды

Белорусский государственный архив-музей литературы и искусства (БГАМЛИ) был создан в 1960 г. как Центральный государственный архив литературы и искусства БССР.  24.03.1976 г. он реорганизован в Центральный государственный архив-музей литературы и искусства БССР. С 21.05.1993 г. имеет современное название. На 01.01.2023 г. в БГАМЛИ хранится 525 фондов, основную часть которых составляют личные архивы писателей А. Адамовича, М. Богдановича, Я. Брыля, М. Горецкого, В. Быкова, К. Каганца, А. Кулешова, Янки Купалы, Якуба Коласа, М. Лынькова, И. Мележа, Я. Пущи, М. Танка, И. Шамякина; композиторов А. Богатырёва, гГ Вагнера, Е. Глебова, В. Золотарёва, Ю. Семеняко, Е. Тикоцкого, М. Чуркина; актеров и режиссеров Г. Обухович, А. Кистова, А. Климовой, Г. Макаровой, П. Молчанова, Б. Платонова, К. Санникова, С. Станюты, В. Владомирского, Р. Янковского; певцов Л. Александровской, И. Болотина, С. Друкер, М. Забейды-Сумицкого, Р. Млодак; художников и скульпторов И. Ахремчика, В. Волкова, А. Глебова, А. Грубе, А. Кашкуревича, А. Марикса, С. Селиханова, А. Тычины и многих других.

9 июня 2020 года исполнилось 60 лет со времени создания Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства. Сегодня это архивное учреждение известно как в Беларуси, так и в мире, и прежде всего тем, что хранит уникальные личные фонды белорусских писателей, художников, актеров, композиторов, фонды белорусских театров, киностудии «Беларусьфильм», редакций литературно-художественных журналов и газет и др.

Известно, что в 1960-е годы во многих республиках СССР начали создаваться архивы литературы и искусства: в 1960 г. в Беларуси, 1966 г. в Украине и Азербайджане, 1968 г. в Литве, 1969 г. в Ленинграде, 1970 г. в Грузии, 1986 г. в Армении. В этом ряду, как видим, зачинателем была Беларусь. Но первым таким архивом на территории Советского Союза стал Центральный государственный архив литературы и искусства СССР, созданный в Москве в 1941 г. ЦГАЛИ СССР почти сразу включил в объекты своего комплектования и личные архивы деятелей литературы и искусства национальных республик. Так возникли в указанном архиве фонды народных писателей Беларуси Янки Купалы и Якуба Коласа, которые впоследствии были переданы в ЦГАЛИ БССР. За те двадцать лет, от времени возникновения ЦГАЛИ СССР и до создания в 1960 г. в Беларуси архива литературы и искусства, московскими архивистами был накоплен большой опыт работы с личными архивами, архивами творческих организаций, редакций журналов и газет, создана методическая база. Надо признать, что тот опыт с возникновением архивов литературы и искусства в республиках был оценен и с большим успехом внедрялся в их практику, в том числе и в Беларуси. И все же, что легло в основу создания Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства, как делались первые шаги, как рождалась идея? Традиционно всякая статья по истории архива-музея начинается с июня 1960 г. и эту дату никто не собирается оспаривать. Фонд архивного управления МВД БССР № 249, хранящийся в Национальном архиве Республики Беларусь, как раз и позволяет исследовать период рождения идеи и подготовки ее реализации. Было, разумеется, и указание сверху, но к чести деятелей архивного дела Беларуси тех далеких лет реагирование на указание, когда оно появилось, было уже подготовлено, а идея вызревала на нашей ниве. Несколько документов, расположенных ниже в их хронологической последовательности, дают об этом очень четкое представление.

1 октября 1957 г. газета «Советская Беларусь» опубликовала статью научного сотрудника Института литературы имени Янки Купалы АН БССР Н. Фроловой «О литературных архивах», в котором оценивалась роль специализированного архива и предлагалась идея передачи литературных архивов на данном этапе в государственные архивы, а через короткое время газета «Литература и искусство» — статья сотрудника того же института Д. Бородича «Давно назревший вопрос», где уже рекомендовалось «Союзу писателей БССР и государственному архивному управлению БССР [так в тексте. Нужно - Архивное управление МВД БССР.] всерьез заняться делом создания литературного архива». Реагирования на эти публикации со стороны архивного управления в документах фонда не выявлены. Только в мае 1958 г. в справке начальника ЦГАКР БССР В. Ильичёвой на имя А. Азарова будет упомянута публикация Н. Фроловой и высказана мысль о будущем литературных архивов. Но составление такой справки могло быть вызвано следующими событиями, которые, бесспорно, повлияли на принятие будущих решений.

В начале 1958 г. Европейская организация архивистов «Круглый стол архивов», существовавшая вне структуры Международного совета архивов, приступила к подготовке ежегодной конференции. Для IV Конференции «Круглого стола архивов» была выбрана тема «Новые отрасли использования документальных материалов», среди разделов которой была тема «Архивы и история литературы». (Материалы IV Конференции «Круглого стола архивов» были напечатаны в бюллетене «Вопросы архивоведения» за 1959 г., № 1, с. 105-106.) для подготовки сводного доклада секретариатам конференции всем дирекциям Национальных архивов была разослана анкета. Такую анкету получило и архивное управление МВД БССР, разумеется, через Главное архивное управление МВД СССР. Сохранились два документа, удостоверяющих, что тема «Архивы и история литературы» в белорусских архивах изучалась и анкета в Москву отсылалась: «Перечень материалов литературного характера, имеющихся в ЦГАОР БССР» и «Список исследователей, работающих в Госархиве Минской обл. по литературным темам» (НАРБ. Ф. 249. Оп. 5. Спр. 682. Арк. 9—22). Почти одновременно, 6 марта 1958 г., Главное архивное управление МВД СССР разослало циркулярное письмо «Начальникам центральных государственных архивов СССР, начальникам архивных управлений и отделов МВД=УВД республик, краёв и областей», в котором после краткой исторической преамбулы давались указания: «В целях коренного улучшения работы по выявлению и сбору документальных материалов личных фондов государственных и общественных деятелей СССР, выдающихся представителей социалистического труда, деятелей науки, техники, литература и искусство ГАУ МВД СССР предлагает изучить этот вопрос и обсудить его на Научном совете в 1958 году. Копию стенограммы или протокола заседания Научного совета вышлите в ГАУ МВД СССР» (НАРБ. Ф. 249. Оп. 5. Спр. 680.Арк. 31—32). Сразу заметим, что в Беларуси проблемы литературного архива и архивов личного происхождения очень сильно связывались и шли рядом. И хотя, как видим, речь в циркуляре велась о личных архивах и необходимости их комплектования в пределах существующих архивов, белорусские архивисты сразу заговорили о создании специализированного архива. Конференция «Круглого стола архивов» прошла 20-22 мая 1958 г. в Висбадене и Франкфурте-на-Майне (ФРГ). Советские архивные учреждения были представлены делегацией в составе трех человек: заместителя начальника ГАУ МВД СССР Л.И. Яковлева и руководителей архивных служб Беларуси А.И. Азарова и Украины С.Д. Пилькевича. Доклад «Архивы и история литературы» сделал Л.И. Яковлев, белорусский руководитель выступил по теме «Помощь архивов народному хозяйству». (Содержание выступлений А.И. Азарова и других представителей советской делегации приведены в предисловии А.В. Шабловского к материалам IV Конференции «Круглого стола архивов» в бюллетене «Вопросы архивоведения» за 1959 г., № 1, с. 105-106.) но яркие доклады об исследованиях по истории литературы, проводимых в европейских архивах, о судьбе литературных произведений и документов писателей, судьбе документов различных творческих учреждений не оставили А.И. Азарова равнодушным. Вероятно, что та поездка и услышанные выступления были сильным стимулом, чтобы начать работу по созданию в Беларуси литературного архива.

3-4 июля 1958 г. в Минске прошло республиканское совещание работников архивных учреждений БССР, посвященное 40-й годовщине декрета СНК РСФСР от 1 июня 1918 г. «О реорганизации и централизации архивного дела», на котором присутствовали архивисты многих союзных республик. Одним из первых на этом совещании прозвучал доклад Н. Фроловой. Текст доклада полностью повторял ее статью из «Советской Беларуси», и тем не менее имел большой резонанс. В «Обращение ко всем архивистам республики», которое подписали участники совещания, был включен и пункт о создании литературного архива. По материалам этого совещания для Совета Министров БССР была составлена справка, где даже предлагалось утвердить «штаты» будущего литературного архива.

Окончательную роль в решении проблемы создания литературного архива в БССР сыграло Положение о Государственном архивном фонде СССР, утвержденное 13 августа 1958 г., в котором, кроме традиционно делопроизводственных документов учреждений и предприятий, закреплялись и документальные материалы государственных, политических, общественных деятелей, деятелей науки, техники, литературы и искусства и др. В связи с этим начальнику отдела комплектования архивного управления МВД БССР Т.А. Трухиной было поручено провести анализ состояния сохранения архивов личного происхождения в Беларуси. Будучи глубоким специалистом, Таисия Анатольевна Трухина провела большую аналитическую работу, в которой затронула все аспекты проблемы. Уже из самого названия документа следует ее отношение к возникшей ситуации - «Концентрация в государственные архивы фондов личного происхождения и проблема организации и комплектования Центрального Государственного литературного архива БССР». Из краткой автографической приписки, которая была сделана чуть позже, известно, что доклад этот был прочитан сотрудником АУ МВД БССР в «сентябре-октябре 1959 г.» На ст. 16 (арх. 38) данной работы Т.А. Трухина обосновывает и необходимость рассмотрения проблемы комплектования личными архивами и документами по истории литературы и искусства тем, что «вопрос о создании в Беларуси Государственного литературного архива находится накануне своего положительного решения». Действительно, уже в середине 1959 г. (значит, текст готовился и вопрос обсуждался в конце 1958 г.) С.И. Сикорский в статье «О состоянии работы и задачах архивных учреждений БССР», напечатанной в научно-информационном бюллетене «Вопросы архивоведения», подчеркнул: «Одной из актуальных задач архивных учреждений БССР является организация приема на государственное хранение материалов личного происхождения, т. е. документов государственных и общественных деятелей, представителей науки и культуры, передовиков социалистического производства. До настоящего времени в республике отсутствует какой-либо единый порядок хранения этих материалов. Рукописи и материалы писателей и литературоведов частично принимались Институтом литературы АН БССР, но сейчас в связи с нехваткой помещений такой приём прекращен. В большинстве документы личного происхождения находятся в неупорядоченном состоянии в издательствах и редакциях журналов и газет, а также в частной собственности. Понятно, что при таких условиях не может быть речи о широком использовании этих ценнейших источников по истории отечественной науки, техники, культуры.

В этой связи, на наш взгляд, назрела необходимость создания в Беларуси республиканского государственного архива литературы и искусства, который бы занимался сбором, хранением, научной обработкой и использованием материалов белорусских писателей, композиторов, артистов, художников. В свою очередь, государственные архивы должны заняться сбором личных документов государственных и общественных деятелей, ученых, передовиков социалистического труда» (Вопросы архивоведения. 1959. № 2. с. 21-22). Вопрос от замысла к Постановлению Совета Министров БССР от 9 июня 1960 г., как видим, решался очень быстро и с высокой активностью. Было в этом не только стремление быть дисциплинированными по отношению к новому Положению о Государственном архивном фонде, но и глубоко патриотическое желание учредить учреждение, которое бы концентрировало документальные источники по истории национальной литературы, искусству, культуре. Об этом очень ярко говорит последний из предложенных документов - выступление Т.А. Трухиной на семинаре архивных работников в Архивном управлении при Совете Министров БССР в октябре 1960 г.

Интересно, что именно в организационный период началось и комплектование будущего литературного архива. Фонд № 1 поэта Михася Машары поступил в апреле 1960 г. и первые сдаточные описи на него были сделаны сотрудниками архивного управления при Совете Министров БССР И. Шишонком и Г.И. Балашовой. Первое штатное расписание архива включало всего трех сотрудников. Приказом начальника ОУ при Совете Министров БССР от 01.08.1960 г. был принят на работу первый научный сотрудник ЦГАЛИ БССР — Комарова Клара Яковлевна, 10.08.1960 г. — архивариус Турко Анна Дмитриевна, 27.09.1960 г. был назначен директор Центрального государственного архива литературы и искусства БССР — Жорова Клара Степановна.

 

С 27 марта 1976 г. учреждение стало называться Центральный государственный архив-музей литературы и искусства, а с 21 марта 1993 г. в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 336 за ним закрепилось название Белорусский государственный архив-музей литературы и искусства. Сегодняшнее название архив-музей получил по решению Минского горисполкома от 29 мая 2003 г. № 828. Архивом-музеем руководили К.С. Жорова, Г.И. Сурмач, Г.В. Запартыко.

На сегодняшний день БГАМЛИ является одним из ведущих республиканских государственных учреждений Беларуси. Он является важнейшим источником по истории культуры Беларуси. В архиве широко представлены документы, связанные с историей становления и развития белорусской литературы, изобразительного и сценического искусства, музыкальной жизни, отечественного кинематографа.


История зданий

Галерея изображений

Просмотреть встроенную фотогалерею в Интернете по адресу:
https://bdamlm.by/ru/pra-nas/gistoryya-i-fondy#sigProIdcbb22d6736